Автоматизация подготовки производства на предприятии:

АРМ-конструктора

Cистема нормативно-справочной информации (НСИ)

Деятельность любого предприятия, вне зависимости от отраслевой специфики, связана с постоянным обращением к нормативно-справочной информации (НСИ). По мере того как предприятие растет и развивается, количество такой информации быстро увеличивается. Для обеспечения идентичности сведений, находящихся в многообразии информационных систем, используемых на предприятии и ее филиалах, необходимо эффективное управление словарями и справочниками, применяемыми в этих системах.

Перемены в организационно-экономическом устройстве нашей страны за последние два десятилетия привели к тому, что традиции отечественной школы стандартизации оказались в значительной степени утраченными. Принятое в период ведения планового хозяйства централизованное обеспечение организаций разнообразной внешней нормативно-справочной документацией (отраслевые справочники, общероссийские классификаторы и др.) в настоящее время носит несколько иной характер, чем прежде, и не отвечает современным требованиям. В результате дефицит в подобной информации испытывают практически все экономические структуры, к какой бы сфере деятельности они ни относились.

Любая организация независимо от формы собственности и сферы деятельности использует в повседневной работе отраслевые и обще-государственные классификаторы, а также разного рода справочники, включающие перечни товаров, контрагентов, прейскуранты и тому подобную информацию. Данная информация поступает как из внешних источников (ГОСТы, справочники и классификаторы отраслевых министерств, ведомств), так и порождается внутри бизнес-подразделений самого предприятия, образуя фонд НСИ. Чем более сложной является административно-территориальная структура предприятия, тем острее становится потребность во внедрении корпоративной системы поддержки НСИ. У крупного или среднего предприятия, в состав которого входит несколько предприятий, филиалов, подразделений, неизбежно возникает потребность в консолидации и унификации данных, которые поступают из разных источников.

Для эффективного взаимодействия бизнес-подразделений и правильной организации работы с контрагентами необходимо вырабатывать унифицированную форму представления внутрикорпоративных данных с использованием единых классификаторов, каталогов.

К сожалению, нередко складывается такая ситуация, когда в различных бизнес-подразделениях предприятия и программно-технических системах, обслуживающих их нужды, отсутствует единая система классификации одних и тех же объектов, что создает проблемы информационного взаимодействия между различными подсистемами и ведет к несогласованным действиям соответствующих подразделений. В настоящее время часто встречается ситуация, когда поступающие на предприятие расходные или вспомогательные материалы не имеют единых кодов классификации. Эти материалы учитываются различными подразделениями и в различных системах по-разному. Это существенно затрудняет консолидацию данных и осложняет ведение единого учета, что, в свою очередь, негативно сказывается на деятельности всей организации.

Так как речь идет о бизнес-процессах и об информационном обеспечении деятельности предприятия, необходимо рассматривать систему НСИ как совокупность методик ведения и поддержки НСИ, а также ряда технологических решений, обеспечивающих решение задач создания единого информационного пространства предприятия. Посредством такой системы должны быть обеспечены не только консолидация, централизованное хранение и доступ, но также анализ и управление НСИ путем интеграции на уровне справочных данных.

Какое место системы поддержки НСИ в общей структуре информационной системы управления предприятием? Некоторые предприятия отводят корпоративной системе поддержки НСИ роль элемента, интегрированного в корпоративную ERP-систему, другие — рассматривают ее как самостоятельную консолидированную базу унифицированной информации, тесно взаимодействующую с прочими корпоративными информационными системами. С учетом ограниченности бюджетов на информационные проекты в украинских компаниях и требований их веского обоснования при принятии решения приоритет обычно отдается модульной масштабируемой архитектуре с возможностью поэтапного внедрения и постепенного выделения финансовых средств.

При выборе централизованной либо децентрализованной архитектуры системы поддержки НСИ, как правило, не существует единого рецепта — все зависит от объема нормативно-справочной информации, специфики деятельности компании, ее территориально-экономической структуры, необходимости удаленного доступа к системе, наличия адекватного средства поиска и многих других факторов. Одним из вариантов решения является комбинированная многоуровневая архитектура: часть мастер-справочников может быть размещена на местах, их необязательно выделять в единую общую структуру. Наряду с этим может быть создана специализированная централизованная система поддержки таких НСИ, по сути обеспечивающая сбор всех мастер-справочников в единой системе.

Роль менеджеров верхнего звена в процессе внедрения системы НСИ чрезвычайно велика: от их компетенции и понимания проблем, к которым ведет отсутствие системы НСИ, в конечном счете зависит принятие решения о финансировании проекта. Ведущие менеджеры решают стратегические вопросы внедрения систем поддержки НСИ, исходя из целей оптимизации бизнеса. Вопросы тактики отрабатывают менеджеры среднего звена и непосредственные исполнители ИТ-проекта. Как бы ни был хорош проект, санкция на его внедрение будет дана лишь после того, как руководство сможет убедиться в очевидных выгодах, которые бизнес получит от внедрения системы за обозримый период времени.

Регламент ведения НСИ на каждом предприятии определяется индивидуально, но имеет общие черты. Один из типичных примеров: заявка, поступившая на внесение информации, обновление или публикацию документа, визируется у руководителя подразделения, руководителя службы ИТ и после этого передается системному администратору. Общий контроль целостности и адекватности системы должен находиться в ведении специализированной службы, возглавляемой, например, начальником отдела внутренних проверок.

Для ведения системы поддержки НСИ на некоторых предприятиях создается выделенный центр поддержки с администратором НСИ во главе, координирующий работу групп, ответственных за ведение различных справочников. В функции этой административной единицы входит контроль над изменениями словарей и справочников, выполнение четко определенных инструкций и процедур при обновлении информации с целью обеспечения целостности, полноты и актуальности НСИ.

Под-система управления нормативно-справочной информацией TechnologiCS-а

Управление нормативно-справочной информацией:
• создание и ведение общезаводских электронных справочников: применяемые материалы, стандартные изделия, оборудование, инструмент и средства оснащения (в т.ч. собственного изготовления), выпускаемые изделия, сборочные единицы, детали;
• произвольная классификация данных в справочниках, создание собственных электронных карточек для детального описания объектов, возможность создавать произвольное количество дополнительных атрибутов (характеристик) объектов различного типа, как для отдельных объектов, так и для групп однотипных объектов;
• возможность использовать графические изображения, 3D модели, создавать иллюстрированные справочники и каталоги, присоединять связанную документацию, хранящуюся в электронном архиве;
• мощная универсальная поисковая система:
o контекстный поиск;
o поиск по любым характеристикам объекта, построение выборок, фильтры;
o поиск по внешнему виду;
• доступ (при наличии соответствующих прав) к полной информации об объекте в одном окне: характеристики, описание, состав, применяемость, технология изготовления, нормативы, чертежи, модели и прочая документация в электронном виде (если есть);
• возможность создания централизованного электронного архива применяемой на предприятии нормативно-справочной документации.

Чтобы обеспечить все перечисленные возможности и при этом максимально сократить количество возможных ошибок, устранить необязательные проверки и согласования, упростить проведение изменений, пользователи системы работают с физически одной и той же базой данных нормативно-технической информации. Это набор электронных справочников, описывающих конкретное предприятие. Здесь собрана информация о том, какое оборудование имеется на предприятии, какие материалы используются, какой можно применять инструмент, какая имеется оснастка (в том числе собственного изготовления), какие используются стандартные и покупные изделия. Электронные справочники могут содержать не только номенклатуру, но и всевозможные характеристики и параметры станков, инструмента, материалов, графические изображения, трехмерные модели и т.д.


Электронный справочник

Электронный справочник

Ко всему этому прилагается:
• мощная универсальная поисковая система (в том числе по различным параметрам объектов);
• возможность связывать содержимое справочников с документами в электронном архиве;
• возможность произвольной классификации, создания собственных объектов и справочников;
• возможность настройки собственных форм представления характеристик объектов на экране (электронных карточек).

Если конструкторы и другие специалисты используют в работе свои электронные справочные системы (например, каталоги производителей комплектующих), то, применяя имеющиеся в TechnologiCS средства настройки, можно организовать пополнение электронных справочников TechnologiCS из внешних электронных каталогов

Безусловно, на предприятии кто-то должен наполнять справочники необходимыми данными и поддерживать их в актуальном состоянии. На большом заводе эта задача может распределяться между множеством служб и специалистов: справочник оборудования ведут, например, соответствующее бюро ОГТ и/или ответственный от службы главного механика, а справочник материалов поддерживают специалисты ОГТ, УМТС или КТОС. Гибкая система распределения прав доступа пользователей позволяет надежно защитить содержимое БД от несанкционированных изменений (как случайных, так и вносимых умышленно), разделить возможности корректировки базовых справочников и использования данных из них. В целом все это можно назвать задачей стандартизации и ведения нормативно-справочной технической информации , которая при внедрении системы постепенно сводится к поддержанию в актуальном состоянии соответствующих электронных справочников.