Автоматизация подготовки производства на предприятии:

PDM система на предприятии

Импорт унаследованных данных при внедрении PDM-системы на предприятии

К. Чилингаров

Источник: http://www.sapr.ru

При внедрении PDM-системы на крупных предприятиях, как правило, неизбежно встает вопрос: как быть с унаследованными данными? Ведь ценность PDM/PLM-решения во многом определяется именно его информационным наполнением.

Разумеется, в первую очередь речь идет об импорте информации из уже существующих справочников, классификаторов (классификаторы обозначений, справочники номенклатуры и др.) и файлов (3D-модели, чертежи, спецификации, текстовые документы и т.п.).

При этом очень важно, чтобы при импорте данных в PDM-систему не была нарушена их целостность (в частности, для компонентных документов и прочих документов, содержащих внешние ссылки и гиперссылки, важно приведение их в актуальное состояние).

Разумеется, в целях предотвращения внесения новых ошибок необходимо минимизировать применение процедур ручной обработки информации и повторный ввод данных.

Ряд имеющихся на отечественном рынке систем позволяют импортировать файлы САПР с учетом ссылок и строить на основе полученной информации структуру изделия, но обычно они ограничиваются данными, полученными из одной CAD-системы.

К сожалению, жизнь гораздо более многообразна. Типичной для крупных предприятий ситуацией является необходимость импортировать в один проект (построить структуру изделия) на основе данных, хранящихся в нескольких базах данных, справочниках и файлах различных САПР (например, нужно использовать в рамках единой модели изделия файлы, подготовленные с помощью САПР для машиностроительного и электронного проектирования). Усугубляется проблема ограничениями, которые могут вносить применяемые прикладные или операционные системы: использование только коротких имен файлов, необходимость указания абсолютных путей к компонентам и т.д.

Таким образом, импорт унаследованных данных во многих случаях может стать сложной задачей, требующей большого объема ручного ввода и корректировки информации. Поэтому необходимо что бы PDM-система позволяла первичный ввод унаследованных данных в значительной мере автоматизировать. В PDM-системе должна быть встроенная возможностей по импорту данных из различных источников. Сфера применения этих возможностей весьма широка: от начального наполнения базы данных унаследованными данными до импорта данных из внешних приложений в интегрированной информационной среде. PDM-система должна поддерживает как диалоговый, так и пакетный импорт информации. При этом можно импортировать информацию из файлов, баз данных, классификаторов и справочников, а также из других внешних источников данных. Разумеется, можно импортировать и любые файлы (3D-модели, чертежи, спецификации, расчеты, текстовые документы и т.п.) и формировать дерево проекта или состава изделия.

Другой возможностью PDM-системы по импорту документов в электронный архив (например, отсканированных образов уже существующих бумажных чертежей) должен быть опциональный модуль импорта файлов с TWAIN-совместимых сканеров.

Помимо импорта документов и справочников в крупных организациях актуальна проблема импорта пользователей для дальнейшего управления правами доступа к объектам и документам в соответствии с установленными привилегиями.

PDM-система должна импортировать информацию из Microsoft Active Directory, что существенно упрощает жизнь системному администратору. Импорт групп, контактов и пользователей из Microsoft Active Directory должне осуществляться с помощью специального мастера. Этот мастер должен создавать в базе данных группы, пользователей, логины базы данных (integrated logins), контакты в глобальной адресной книге и календари пользователей.

Использование существующих баз данных при внедрении автоматизированной системы подготовки производства TechnologiCS

Когда речь заходит об автоматизации технической подготовки производства на промышленном предприятии, в большинстве случаев имеется в виду не построение программно-аппаратного комплекса с нуля, а внедрение на уже работающем заводе некоторых компонентов автоматизированной системы. Почти все заказчики располагают теми или иными автоматизированными системами
- конструкторской и технологической подготовки, но при этом остро нуждаются в использовании новых технологий. Причины могут быть у каждого свои:
- существующие программные средства не отвечают новым требованиям, не позволяют быстро и качественно решать стоящие перед предприятием задачи;
- действующая система устраивает функционально, но ее производительность недостаточна, поэтому нужно переходить на более современную и мощную платформу, что означает либо приобретение новых программ, либо переписывание имеющихся;
- вычислительная техника, на которой работает существующая система, морально и физически устарела и больше не может поддерживаться в рабочем состоянии;
- в связи с изменением ситуации на рынке перед предприятием встают принципиально новые задачи, решить которые существующими средствами невозможно.

Полностью отказываться от работающей технологии, приступая к освоению совершенно нового программного обеспечения, всегда очень рискованно, а чаще — просто невозможно: в лучшем случае это серьезно затруднит работы по конструкторской и технологической подготовке, в худшем — остановит их на неопределенный срок.

Компоненты системы лучше внедрять в несколько этапов, параллельно решая проблему использования ранее созданных баз данных — представленной в электронном виде информации о составе выпускаемых изделий, материалах, технологиях, трудовых нормативах на изготовление. Новые программы можно, разумеется, пополнять необходимыми параметрами и таблицами вручную, но с учетом объема накопленной информации этот процесс может растянуться на годы. Ограничиться данными, заложенными в базовые комплекты покупаемого ПО, тоже не получится — немалой части нужной заказчику информации там нет и быть не может, поскольку она уникальна для каждого предприятия. Наилучшее решение — автоматическая конвертация БД из имеющихся систем.

Корректно осуществить это вы сможете при наличии:
- принципиальной возможности импорта данных в новую систему;
- структуры данных, используемой внедряемыми приложениями и позволяющей записать всю необходимую информацию.

Если указанные условия соблюдены, следует говорить уже не о возможности подобной работы, а о ее стоимости…

Конвертация существующих баз данных хорошо продумана при разработке TechnologiCS — нового программного пакета для конструкторско-технологической подготовки производства.

Пакет позволяет вести состав изделия, проектировать технологические процессы, проводить разнообразные сводные расчеты на базе подготовленной конструкторами и технологами информации. Следовательно, для его эффективного использования необходимы базы данных спецификаций, материалов, оборудования, инструмента, технологических процессов. Внедрение TechnologiCS предполагает перевод такого рода информации (существующей в электронном виде) в структуру единой базы данных пакета. Чтобы максимально упростить и ускорить процедуру конвертации, разработан специальный механизм.

В общем случае конвертация проводится через промежуточный DBF-файл, структура которого описана в документации к системе. Выгруженная в этот файл информация автоматически транслируется в систему TechnologiCS. Возможна и конвертация базы данных без создания промежуточного файла, но это уже требует программирования, пусть и несложного. Структура данных в TechnologiCS организована так, что в нее можно перенести практически любую конструкторско-технологическую информацию, накопленную в базах данных предприятия.

На предприятиях, где в электронной форме представлены технологические процессы, спецификации, справочники материалов, технологических операций и переходов, оборудования, инструмента, все эти данные без искажений переносятся в TechnologiCS, что позволяет начать работать с системой сразу же после ее установки и первоначального обучения пользователей. Учитывая простоту и функциональность интерфейса программы, можно говорить о быстром и безболезненном внедрении нового продукта.