Источник: http://www.intraoffice.ru
Внедрение информационных технологий в современном офисе проходит в несколько этапов: телефонизация, организация общего телефонного пространства, компьтеризация, объединение компьютеров в локальную сеть с общими папками и принтерами, корпоративная электронная почта и централизованный выход в интернет. На этом уровне останавливаются многие современные офисы, не поднимаясь до следующего: внедрения сложных и дорогих CRM и ERP решений. Intranet-системы - это промежуточное звено между локальной сетью и корпоративными системами высокого уровня. Необходимые для Intranet компоненты должны стать дополнением к имеющейся сети, не приводя к существенному изменению ее архитектур.
С технической точки зрения интранет - это внутренний корпоративный web-портал, призванный решать задачи именно вашей компании; задачи, в первую очередь, по систематизации, хранению и обработке внутрикорпоративной информации. Интранет - сайт доступен только в рамках локальной сети Компании включая удаленные филиалы (intranet) или как портал в сети Интернет, невидимый в поисковых системах и требующий авторизации при входе (extranet). Доступ к страницам портала осуществляется через web-браузер, что позволяет пользоваться услугами интранет - систем людям с минимальной компьютерной подготовкой. Обновление информации осуществляется ответственными сотрудниками с помощью специальных интерфейсов, работа с которыми практически идентична работе с офисными приложениями.
Ключевым словом при описании intranet - систем является слово "единый": единый способ обработки, хранения, доступа к информации, единая унифицированная среда работы, единый формат документов. Такой подход дает сотрудникам возможность наиболее эффективно использовать накопленные корпоративные знания, оперативно реагировать на происходящие события, а предприятию в целом предоставляет новые возможности организации своего бизнеса.
Основными характеристиками интранет - систем являются:
Низкий риск и быстрая отдача инвестиций. Итранет, в отличии от ERP-систем, гораздо проще во внедрении и в сопровождении, а главное - гораздо дешевле. Сроки внедрение готовых intranet - систем на предприятии обычно не превышают одного месяца, причем внедрение системы подразумевает под собой поддержание и углубление уже существующих на предприятии бизнесс-процессов, а не их перепланирование и перестройку.
Низкая стоимость и простота технологий. Все полезные качества интернет - технологий реализуются в рамках крайне простой схемы: программа просмотра (брaузер), установленная на рабочем месте пользователя, web-сервер, который выступает в качестве информационного концентратора, и стандарты взаимодействия между клиентом и web-сервером.
Открытость и масштабируемость систем. Интранет - системы открыты для наращивания функциональности и интеграции с другими информационными системами Компании. Это свойство позволяет компании создавать интранет - сайт эволюционным путем и развивать систему по мере возникновение необходимости.
Все компьютерные рабочие места как системных или локальных администраторов, так и рядовых пользователей, должны быть сетевыми рабочими местами домена предприятия. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 2000 или Windows XP с соответствующим сетевым окружением и сетевым антивирусным программным обеспечением.
Intranet-системы, аналогично ERP и CRM системам - не коробочные решения, т.е. решения, требующие внедрения. Конфигурация внедряемой intranet-системы зависит от организации работы с информацией в компании, от степени определенности и структуры бизнес-процессов и рабочих процедур и от сложившейся в компании практике документооборота.
Intranet-системы отличаются высоким уровнем настраиваемости и расширяемости: вы можете выбрать набор уже готовых типовых решений или разработать требуемую вам уникальную информационную с нуля. По мере развития компании и возникновения новых задач вы можете расширять имеющееся решение, реорганизуя информационную структуру интранет - портала и добавляя в него новые модули.
Задачи, решаемыми с помощью интранет-систем:
- централизованное хранение общекорпоративной информации и организация оперативного доступа к ней
- организация авторизованного доступа к служебной документации компании
- своевременное оповещение сотрудников о событиях внутри компании
- оперативный доступ к информации о структурных подразделениях компании и персонале
- стимулирование делового общения между сотрудниками
- организация "обратной связи" между подразделениями компании и руководством
- централизация и автоматизация типовых служебных задач
- повышение общей информационной прозрачности внутри компании
Поскольку Internet базируется на стандартизированных технологиях, применимых к глобальным сетям, почему бы не воспользоваться данными технологиями при работе в локальных сетях. Intranet предлагает использование Internet технологий в сетях масштаба предприятия. В локальной сетевой среде все преимущества Internet могут быть реализованы с использованием стандартных инструментальных средств Internet. Например, поскольку Internet базируется на общепринятых стандартах, создание инфраструктуры прикладных задач не является трудностью. Классическая задача связи один-ко-многим очень решается с использованием Internet средств даже внутри локальной сети. Intranet решения позволяют быстро создавать локальные, защищенные сетевые системы с реальной технологией клиент-сервер, которые доступны для освоения как подготовленному специалисту, так и обычному рабочему персоналу компании. WEB сервера могут посылать и принимать сообщения электронной почты, собирать данные и посылать ответы на запросы, кодировать сообщения в зависимости от требований по защите информации. Предприятие может использовать внутренние WEB сервера для всех операций, которые обычно осуществляются в киберпространстве.
В общем случае, любая информация, которую можно получить в печатном виде, может быть представлена при помощи языка описания документов (HTML). Если необходимо использовать WEB сервер внутри корпорации, тогда необходимо содержать специалиста, хорошо разбирающегося в HTML. Если планируете использование WEB услуг вне предприятия, то провайдер, обеспечивающий услуги по предоставлении места на сего собственном WEB сервере, скорее всего поможет в оформлении материалов. Многие предприятия используют Intranet решения для моделирования и отладки информационных приложений, которые впоследствии будут использоваться вне предприятия или совместно со внешними по отношении к предприятию приложениями. Например, внутри предприятия может быть реализованы все офисные задачи, включая конструкторско-технологическую подготовку производства, складские задачи, бухгалтерию, кадры и прочие, а доступ извне будет осуществляться лишь к маркетинговой информации предприятия.
Перед вами возможная информационнная структура гипотетической, но достаточно типовой intranet-системы:
Информация о компании. Реквизиты, схемы прохода/проезда к офисам, организационная структура компании, устав, миссия компании, корпоративный стиль, должностные инструкции и т.д.
Информация о сотрудниках. Справочник по сотрудникам (телефоны, e-mail адреса, ICQ, подразделение и должность, фотографии), личные страницы сотрудников, доска почета
Оперативная информация. Объявления, приказы и распоряжения, обязательные мероприятия (планерки, собрания и т.д.), взыскания и благодарности по результатам отчетного периода, информационные обзоры, внешние и внутренние курсы валют, погода и т.д.
Корпоративная база знаний. Стандартные документы и шаблоны, внутрикорпоративная справочная информация (каталог продукции и прайс-листы, обучающие материалы), файловый архив (рабочая информация, дистрибутивы программ, музыка) и т.д.
Сервисные механизмы. Заявки в службы на приобритение товаров (расходные материалы, оргтехника, канцелярия), заявки на выполнение работ, централизованный заказ транспорта, пропусков, курьерской доставки, переговорных комнат, контроль выполнения заданий, проекты, фотогалерея, архив ПО, другие служебные механизмы.
Общение. Связь с руководством компании, вопрос-ответ, отзывы, пожелания и предложения, поздравления и благодарности, анкетирования, опросы, викторины, форумы и т.д.
Основная функция extranet-систем – предоставление доступа к формализованной информации и корпоративным службам удаленным подразделениям компании, франчайзи, дилерской сети, оптовым покупателям и другим партнерам или клиентам.
С точки зрения пользователя экстранет - система представляет собой невидимый в поисковых машинах корпоративный сайт в сети Интернет, доступ к которому имеют только авторизованные пользователи и/или пользователи с определенных IP-адресов. Доступ к системе предоставляется администратором по заявке пользователя.
При создании экстранет - систем приоритетными являются задачи безопасности и разграничения прав доступа к информации и сервисам. Так как уровень защиты экстранет - систем обычно выше, чем защита обыкновенного корпоративного сайта, компания имеет возможность размещать в системе закрытые корпоративные материалы и предоставлять пользователям доступ к сервисным функциям, напрямую связанным с деятельностью компании.
Возможные разделы экстранет-системы:
Информация о компании. Общая информация, структура подразделений и контакты, правила и условия сотрудничества (дилерский договор, договор франчайзи, корпоративные стандарты, правила, инструкции), оперативная информация для пользователей системы, учебные материалы.
Партнерские сервисы. Заказ продукции компании и рекламных материалов, подача заявок на выполнение работ. Отчеты партнеров о выполнении работ, bug tracking.
Общение и связь. Доступ к корпоративной электронной почте, связь с ответственными лицами и руководством, рейтинги удаленных подразделений и франчайзи, опросы, голосования.