Источник: http://www.it-service.ru
Основное преимущество единой информационной базы данных – достоверность и однозначность информации. Если на предприятии учет ведется разрозненно в различных программных продуктах, а где-то и вручную, то бесполезно надеяться на то, что будут оперативно предоставлены верные данные о состоянии ресурсов предприятия. Принимать решения на основе таких данных опасно. Наличие единой базы данных предполагает возможность собственников и управляющих получить нужную информацию без участия третьих лиц, которые ко всему прочему, могут быть заинтересованы в искажении предоставляемых данных. Получить нужные данные в реальном времени можно даже через Интернет, где бы ни находился пользователь информации. Помимо прочего, информацией, хранящейся в единой базе легче управлять и контролировать ее выход во внешний мир. Единая информационная база предприятия позволяет получить дополнительные преимущества, такие как сохранность данных, управление доступом к информации и отсутствие дублирования ввода данных. Рассмотрим их ниже.
Наиболее подходящими системами управления баз данных (СУБД) – являются Oracle и MS SQL. Важнейшим свойством этих СУБД является высокая надежность хранения данных. В силу того, что операция с данными не может быть признана завершенной до тех пор, пока это не подтвердит сервер, крайне мала вероятность потери информации. Даже, если рабочая станция допустит сбой, после восстановления связи с сервером, операция будет успешно завершена. А возможность создания резервных копий позволяет на 100% избежать проблем с данными в самых непредвиденных ситуациях. На рисунке ниже, представлено все это в виде образов.
Системы ERP должны позволять гибко определять доступ к данным и разрешать только тот набор действий, который положен конкретному пользователю или группе пользователей. Это крайне важно, так как без этого принципиально невозможно говорить о серьезной компьютерной системе управления предприятием. Внедрив ERP-систему, дается доступ к информации работникам только в той части, которая им необходима для выполнения своих обязанностей. Кроме того, защищаются данные от несанкционированного доступа извне. Даже если представить, что кто-то похитил базу данных предприятия, он не сможет воспользоваться ей, так как доступ к информации возможен только при наличии соответствующих прав. О важности сохранности информации в наше время много говорить излишне. Помимо этого авторизация пользователей в системе позволяет вести протокол их работы. Всегда можно узнать, кто, в какое время и что делал в компьютерной программе. Это очень ценно с любой точки зрения.
Так как в автоматизированной информационной системе данные хранятся в единственном экземпляре, что обеспечивает их достоверность и однозначность, то отсутствует и потребность их двойного ввода. При ручном учете или кусочной псевдо автоматизации данные, как правило, приходится вводить два, а то и более раза. В результате возникают дублирующиеся петли информационных потоков. Пользователи разных отделов и служб делают одну и ту же работу для разных целей. Как результат – недостоверность данных, увеличение объемов работ, потеря оперативности в получении информации, размытая ответственность за ввод первичной информации в систему. Внедрение ERP-системы исключает такую ситуацию.
Наличие современной автоматизированной информационной системы предполагает не хаотичный ввод данных в программу с реализацией пожеланий типа «сделайте нам так, как у нас было до сих пор». Внедрение ERP-систем – это создание и поддержание четкой схемы бизнес-процессов предприятия. Никто не может, если не нарушать регламент сознательно, «обмануть» систему. Если предусмотрен конкретный порядок обработки данных, именно его и позволяет осуществить ERP-система. Максимально не допускаются вольности и самодеятельность. Разумеется, не стоит путать это с невозможностью адаптации системы под конкретику Заказчика. Но когда система сдана в эксплуатацию, пользователи обязаны соблюдать утвержденные в ней правила. Кроме того, сдача проекта должна сопровождаться предоставлением Заказчику пакета документации на рабочие места, описание алгоритмов и бизнес-процессов, разработанные в процессе автоматизации. То, что ранее было неформализованным, а порой и вовсе непонятным и неподконтрольным становится четким и управляемым. В этой части автоматизация предприятия в большой степени заключается в оказании консалтинговых услуг в части анализа и построения бизнес-процессов на предприятии. Программные системы управления ERP содержат в себе методологию учета и управления. В сочетании с опытом, а также с непосредственным участием Заказчика производится аудит состояния информационной среды на предприятии, ревизия старых форм поведения и выработка новых. Таким образом, автоматизация – это еще и наведение «большого» порядка на предприятии. И главное, гарантией сохранения этого прядка является внедренная и поддерживаемая программная система.
Программные ERP комплексы должны охватить практически все области и бизнес-процессы современного производственного предприятия. Подробно описывать каждый из них нет никакого смысла. Ограничимся краткой расшифровкой.
- Управление материально-техническим снабжением и складскими ресурсами
Полностью автоматизируется учет договоров на поставку материально-производственных запасов, управление складскими ресурсами, отслеживание неликвидов, контроль над превышением нормативов и минимизация остатков. Полный оперативный контроль над движением складских запасов, как в количественном, так и в суммовом выражении. Настоятельно необходио добиваться этого у клиентов, чтобы движение номенклатуры по складам и цехам отражалось в реальном времени. Плюсы такой организации учета очевидны.
- Взаиморасчеты с поставщиками и покупателями
Применение автоматизированных систем управления позволяет контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженности в реальном времени. Причем учитывается не просто сумма на конкретную дату, а структура задолженности в разрезе дат, документов, групп и видов продукции или запасов и так далее.
- Учет кадров и расчет заработной платы
Этот сложнейший участок учета на производственном предприятии подлежит автоматизации одним из первых. Это связано с тем, что именно здесь обрабатывается большое количество информации, связанной с таким важнейшим ресурсом, как людской ресурс. Помимо прочего, учет заработной платы жестко регламентирован законодательством и без применения программных систем, которые контролируют соблюдение законодательства, предприятию не обойтись. Речь идет именно об автоматическом расчете таких начислений как пособия по временной нетрудоспособности, по уходу, отпускные, доплаты за работу в вечернее время, учет вредных стажей, надбавок за выслугу лет и прочих подобных. Учет заработной платы должен быть плотно связан с кадровым учетом. Ведение штатного расписания, учет вакансий, военно-учетный стол, ведение табеля – все это позволяет вести полный автоматический учет движения кадров без необходимости дублирования информации в подсистемах расчета заработной платы.
- Подготовка и планирование производства. Учет производства в цехах
В специализированных модулях должен вестись учет производственных спецификаций, содержащих информацию о составе продукции и изделий. Эти модули должны быть реализованы в соответствии с тем, как это происходит на реальных производственных предприятиях. Спецификации на продукцию содержат информацию о потребности в материальных, людских и временных ресурсах на производство продукции. На основе спецификаций и общих планов производства строятся технологические карты, формируются планы производства для каждого цеха. На основе утвержденных планов производства для всех подразделений определяется потребность в материальных ресурсах с учетом остатков на складах и в кладовых, формируются лимитно-заборные карты, задания на производство и прочие документы, необходимые для осуществления учета процесса производства. Выполнение производственных операций, выпуск деталей и узлов, занесение нарядов и их автоматическая фиксация для целей расчета заработной платы, формирование и закрытие отчетов производства – все это должно регистрироваться в системе. По каждому цеху должен вестись учет незавершенного производства. При этом необходимо видеть не только материальные остатки, но и невыполненные операции.
- Управление сбытом продукции
Сбыт продукции важнейшая составляющая в функционировании любого предприятия. В системах управления этой составляющей должно уделяться значительное внимание. Оперативный контроль взаиморасчетов, анализ кредитного лимита, управление отгрузкой продукции, гибкое ценообразование и прочие возможности позволят оптимально организовать сбытовые функции предприятия. Плюс ко всему должна быть CRM-система учета взаимоотношений с партнерами, которая дополняет функционал системы автоматизации.
- Учет работы автотранспорта предприятия
Работа автотранспорта должна полностью автоматизироваться в части:
- Учета заданий и работ
- Выписки и учета путевых листов
- Учета выдачи и автоматический расчет норм расхода топлива
- Учета периодов технического обслуживания и ремонтов
- Учета аккумуляторов, шин, запасных частей
- Ведения маршрутов централизованной доставки
- Прочих процессов
- Финансовое планирование и анализ, бюджеты
ERP-системы должны содержать в базовом функционале возможности ведения бюджетирования, финансового планирования и анализа. Обеспечиваются такие возможности развитой структурой аналитики наших систем, настраиваемой самим пользователем, и наличием стандартно поставляемых механизмов. Очевидно при всем этом, что построение системы бюджетирования и финансового планирования является серьезной работой, требующей участия специалистов в этой области. Но, если Заказчик располагает такими специалистами в собственном штате, то это значительно сократит затраты на внедрение таких систем. И это благодаря тому, что программные комплексы позволят это сделать не прибегая к сложным приемам программирования.
- Учет основных средств и нематериальных активов
Учет данного вида имущества должен быть реализован с учетом требований отечественного учета и международных стандартов отчетности.
- Бухгалтерский и налоговый учет
Данный функционал должен быть выполнен в соответствии со всеми требованиями отечественного законодательства, а также полноценный учет и по международным стандартам финансовой отчетности.
Отдельно выделим еще один важнейший результат автоматизации предприятия - необходимо получать полную картину как прогнозную, так и фактическую о структуре себестоимости продукции и услуг. И все это по каждому производственному цеху, по каждому виду или группе продукции и с сохранением истории возникновения затрат. Проиллюстрируем вышесказанное рисунками ниже: