Источник: http://www.kursktelecom.ru
О необходимости комплексной автоматизации предприятия дискуссии ведутся уже достаточно давно. Многочисленные конференции, семинары, выставки послужили хорошим толчком для нового качественного развития отечественных компаний - поставщиков КАП для различных отраслей промышленности. В этом плане комплексная автоматизация предприятий, особенно в крупных и стратегических городах, уже не воспринимается так же восторженно, как первые полеты в космос.
Внедрение информационной системы планирования и управления финансовой и хозяйственной деятельности - дело не из легких, но число успешных реализаций подобных проектов из года в год неуклонно растет. Конечно, комплексная автоматизация само по себе дорогостоящее и длительное мероприятие, и если рассматривать процесс развития информационных технологий в регионах, где организации не избалованы избытком финансов, то становится ясно, что не только высокая стоимость является сдерживающим фактором внедрения полнофункциональной КАП, но целый ореол мифов и таинственности, который сформировался у руководителей, начальников подразделений и простых сотрудников предприятий по отношению к комплексной автоматизации.
Как ни странно, но среди большинства сотрудников предприятий сложился определенный стереотип: "мы несколько лет уже так работаем, и не надо нам вашей автоматизации". Причем это относится не только к рядовым исполнителям, но и к руководящему составу. Скорее всего, это можно объяснить морально устаревшими взглядами на технологию планирования и управления предприятием в условиях новых экономических отношений. Нельзя забывать о психологических факторах, влияющих на отношение сотрудников к изменениям, возникающих в процессе становления комплексной информационной структуры организации. Боязнь нового, неизвестного, возможность сокращения "за ненадобностью", - все это приводит к откровенному саботажу при проведении консалтинга, разработке и внедрении программных комплексов специалистами компаний. Причем дело может доходить до откровенных пакостей со стороны исполнителей, например: директор сформировал распоряжение на внедрение некой КАП, когда очередь доходит до отдела снабжения выясняется, что зам. начальника отдела ни в какую не хочет осваивать даже Windows, не говоря уже об "информационном чуде". Переводить на другой фронт работ, а тем более увольнять его нельзя, поскольку он близкий родственник зам. генерального директора.
На практике, стремление руководителей предприятий обойтись без инвестиций в информационные технологии приводит к провалу ряда выгодных крупных заказов и значительным трудностям во взаимоотношениях с поставщиками и конечными потребителями. Заканчивается это тем, что клиенты перестраивают свою деятельность в сторону более надежных и стабильных предприятий, которые в состоянии провести реальную оценку выполнения заказов "точно в срок" с высоким качеством, а также обеспечить высокий уровень партнерского обслуживания.
Конечно, на самом деле не все так плохо, как кажется. Ответ на вопрос: "надо или не надо информатизироваться, может, подождем годик, два?" заключается в доведении до руководства осознания, что собственно приобретет, или выиграет предприятие в результате комплексной автоматизации. Опять же, заверения некоторых компаний-разработчиков КАП в том, что "внедрив нашу систему вы уменьшите себестоимость на 30-40% и увеличите прибыль на 70%" должны настораживать. Вероятность результатов от реализации проекта никто не в состоянии предугадать. А вот оправдать ожидания руководства и сотрудников вполне реально, тем более что на стадии переговоров чаще всего заказчики просят обеспечить им возможность лицезрения ежедневного баланса предприятия.
Некотрые руководители предприятий решают, что если автоматизироваться, то по полной программе и на основе западной системы управления. Подобное стремление можно только приветствовать, чувствуется рука настоящего хозяина, который заинтересован не в приобретении новых компьютеров и прокладке локальной сети, а в повышении рентабельности и эффективности своего предприятия путем комплексной автоматизации. Однако они не учитывают несколько обстоятельств:
Во-первых: внедрение западной технологии планирования и управления предполагает наличие четко налаженного механизма взаимодействия между цехами, подразделениями и сотрудниками. Такие ситуации как внутрипроизводственные задержки, недопоставки необходимых материальных ресурсов и многое другое, типичное в чисто российских условиях, приводит к тому, что информационная система оказывается не в состоянии решать свои задачи и становится бесполезной дорогой игрушкой.
Во-вторых: комплексная автоматизация не заканчивается после приобретения лицензионного программного обеспечения. Здесь начинается самое интересное. Большинство предприятий попадаются на сравнительно низкой стоимости программных продуктов, забывая при этом, что затраты на настройку и внедрение информационной системы подчас сопоставимы, а иногда и превышают в два-три раза затраты на программную часть. Более того, процесс внедрения западной методики планирования и управления предприятием может растянуться на многие месяцы, прежде чем реализация возможностей системы достигнет ожидаемых результатов.
В-третьих: влияние человеческого фактора. Освоение сотрудниками принципов работы западных систем автоматизации требует достаточно больших временных усилий. Это связано не только с необычностью интерфейса и не всегда понятным переводом, сколько с необходимостью разбираться в тонкостях организации финансового и управленческого учета, а также осваивать новые технологии ведения хозяйственной деятельности.
В-четвертых: в один прекрасный момент руководство осознает, что им хочется расширить спектр задач, решаемых системой. И тут выясняется проблема следующего содержания. Несмотря на то, что практически все западные системы позиционируются как открытые, задача разобраться в технологии создания собственных расширений становится весьма сложной. Обучение сотрудников отдела АСУ будет стоить недешево, самим разбираться, жить не захочется. А потом, никто не даст гарантии, что обученный специалист не станет откровенно шантажировать руководство предприятия и, в конечном итоге не сбежит на Запад, или, в крайнем случае, в стольный град.
Достаточно часто приходится сталкиваться с панической боязнью руководителей предприятий перед такими словами как "реинжиниринг", "реорганизация бизнес-деятельности" и т.п. Перед взорами директора сразу возникают картины массовых сокращений, организационных и финансовых трудностей, высокая степень риска, ответственность перед инвесторами или акционерами. На самом деле большинство людей из состава директората недостаточно четко представляют, что вкладывается в смысл "необычных" словосочетаний. Например, "Реинжиниринг" можно сравнить с известной фразой "до основания, а затем …". Подобная трактовка в основном относится к тем предприятиям, которые подвергнуты процедуре банкротства, полностью сменился руководящий состав или осуществляется полномасштабная переориентация хозяйственной деятельности. Нет смысла проводить реинжиниринг предприятий, которые относительно стабильно функционируют, не говоря уже об устойчивых и процветающих.
Другое дело, если в процессе комплексного обследования - обязательной стадии перед проведением работ по внедрению КАП выясняется, что бизнес-процессы, происходящие на предполагаемых объектах автоматизации не оптимизированы и совершенно не способствуют реализации скрытых и потенциальных возможностей предприятия в целом. В этом случае уместно говорить о частичной реорганизации, но, в первую очередь применительно к технологии планирования, контроля и управления финансовыми и материальными потоками. Необходимо сразу упредить попытки руководства предприятия проводить реорганизацию или оптимизацию собственными силами. Без участия независимых экспертов-консультантов, способных сформулировать профессиональную оценку того, что собственно необходимо оптимизировать и в каком направлении, мероприятия по реорганизации принесут мало пользы.
Как правило, полномочия начальника отдела АСУ сводятся к проведению работ по автоматизации отдельных участков финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. На самом деле, подобная порочная практика решает лишь частичный круг проблем, при этом не устраняется первопричина трудностей автоматизации, которая чаще всего заключается в отсутствии единого информационного пространства. Приобретение и внедрение информационной системы - не аналогична покупке "Мерседеса" для директора. Это, в первую очередь - удобный инструмент, предназначенный как для повседневной деятельности рядовых сотрудников, так и для принятия руководством оперативных и стратегических решений. Безусловно, начальник отдела АСУ должен не только обладать полномочиями, необходимыми для проведения работ по успешной информатизации предприятия, но и являться полноправным членом совета директоров. В первую очередь, это обусловлено тем обстоятельством, что каждую вторую проблему, возникающую перед руководством, можно решить при помощи информационной системы или автоматизированных средств, а кто, кроме начальника отдела АСУ способен разобраться в подобных вопросах. Естественно, к специалисту, занимающему эту должность, предъявляются достаточно высокие требования, причем как в профессиональном уровне, так и в обширной области знаний, связанных с автоматизацией предприятий. Но результаты именно его активной и целенаправленной деятельности приносят руководству ощущение того, что инвестиции на комплексную автоматизацию не только окупили себя, но и позволяют уверенно смотреть в будущее.
В последнее время заметны тенденции со стороны компаний-разработчиков КАП направленные на удовлетворение потребительского спроса на их программные системы и спектр консалтинговых услуг со стороны региональных предприятий. Не исключено, что в будущем произойдут значительные изменения в ценовой политике и стратегии обслуживания и поддержки заказчиков. Причем, наряду с общепризнанными авторитетами рынка делового программного обеспечения активно позиционируются молодые и перспективные компании.